18-09-2021
"КАК ВЫ РАСКРЫВАЕТЕ КЛИЕНТА?"
Увидела такой вопрос на психологическом форуме и мой отклик вырос в целую заметку.
У меня в работе часто бывает такая ситуация, когда клиент зажат, не открывается, вроде проблема есть, ведь он же пришёл, но говорить о себе не может, общается на поверхностном уровне.
Что-то типа такого формального подхода – «Вот проблему вам выложил, полечите или скажите, что делать».
Конечно, проблема так решаться не будет, потому что для её решения необходимо самораскрытие клиента, его вовлеченность в процесс исследования своего внутреннего мира.
Поэтому, первое, что я делаю, это консультирую клиента по поводу того, что такое психотерапия, как работает гештальт терапия, что делает клиент, что делает терапевт.
В процессе такого консультирования клиент получает представление о том, как строится терапевтический процесс, что возможно, а что не является предметом и целью работы. Это важно, поскольку могут проясниться какие-то не реалистичные ожидания, и лучше для нас обоих, это сделать вначале, чем обнаружить такие-то не состыковки в понимании по прошествии какого-то количества встреч. Хотя конечно, никаких гарантий нет, что это не произойдёт.
И здесь, хорошо помогает схема цикла контакта в гештальт терапии. Согласно этой схеме на первой стадии преконтакта клиенту важно почувствовать себя в безопасности, чтобы осознать, что он хочет, какие есть потребности. Консультирование по поводу психотерапевтического процесса снижает тревогу клиента, способствует формированию безопасного пространства.
Что ещё можно сделать для того, чтобы клиенту было легче открываться?
Я стараюсь быть искренней сама. Говорю клиенту о своих чувствах, переживаниях. Когда клиент видит перед собой живого человека с чувствами, а не формального, закрытого психолога, то это также способствует безопасности и расслабленности.
«Оказывается, что у него тоже есть чувства и он может испытывать волнение и тревогу, тогда скорее всего и мои чувства не будет осуждать…»
Если клиенту также сложно открываться, то я рискну и предложу клиенту увидеть ситуацию моими глазами, выскажу свои предположения по поводу его сопротивления.
Это может привести к осознаваниям у клиента, и потеплению контакта между нами.
Если же всё и дальше идёт «со скрипом», то важно присутствовать, просто быть, принимать то, что происходит и дать время клиенту на развитие безопасности и доверия.
Вот это, пожалуй, самое сложное, но без «не делания», в данной ситуации не получится продвинуться.
Мне нравится притча о бабочке, которая иллюстрирует важность «не делания».
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Софья Пушкарева
Назад