06-03-2020
КОНТЕКСТ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И ПСИХОТЕРАПИИ
Некоторые кризисы в интервизорских группах привели меня к размышлениям про контекст отношений в здесь и сейчас.
В настоящее время у меня есть опыт участия в интервизорских, супервизорских, учебных, терапевтических группах. Примерно год назад поняла, насколько важно обращать внимание на отношения между участниками группы, а не только на задачи.
Для иллюстрации хочу привести небольшую модель, которую я увидела у Н. Лебедевой и Е. Ивановой в книге «Путешествие в гештальт: теория и практика» и которую можно использовать в разных целях. У меня есть статья, где эту модель я предлагаю использовать для супервизии психотерапевтической сессии.
В психотерапевтической сессии можно выделить три оси взаимодействия терапевта и клиента:
психотерапевт – содержание проблемы (Т - С)
психотерапевт – клиент (Т - К)
клиент – содержание проблемы (К - С)
1. Ось «психотерапевт – содержание проблемы». На этой оси психотерапевт выясняет клиентский запрос, проблематику. Содержание проблемы может вызвать отклик у психотерапевта, и резонировать с проблемами самого психотерапевта.
2. Ось « психотерапевт – клиент». Это терапевтические взаимоотношения психотерапевта и клиента. На этой оси эмоциональные переживания психотерапевта по поводу того, что происходит с клиентом.
3. Ось «клиент – содержание». На этой оси переживания самого клиента по поводу содержания его проблемы. Психотерапевтической работой здесь будет – узнать, что клиент чувствует по поводу своей проблемы.
Согласно этой схеме, может происходить игнорирование какого-либо полюса взаимодействия. Сейчас хочу концентрировать внимание на том, что замечала, как в интервизорских группах бывает случается игнорирование полюса отношений между участниками группы. Имеются в виду те эмоциональные отклики, которые возникают у участников друг на друга в процессе взаимодействия в группе.
Такое игнорирование может происходить под лозунгом: «Мы же пришли сюда делом заниматься, рассматривать сложные случаи, а не глазки друг другу строить, и не выяснять отношения, мы же профессионалы!»
Но дело в том, что эти эмоциональные отклики всё равно возникают, и влияют на атмосферу в группе, на желание приходить или не приходить, на качество профессионального разбора случаев.
Такие же процессы можно наблюдать и при индивидуальной, и парной психотерапии. Чрезмерный уклон в сторону целей и содержания значительно обедняет взаимодействие психолога и клиента. И на мой взгляд, вообще ставит под сомнение насколько происходящее можно назвать психотерапией.
При работе с парой игнорирование контекста отношений может выражаться в том, что пара приносит психологу некий симптом (например, алкоголизм, измена), и при этом отрицает наличие проблем в отношениях.
Если психолог в таких ситуациях начнет обращать внимание на свои эмоциональные реакции на клиента, пару, и сможет сформулировать эту информацию в терапевтическую интервенцию, то возможно заметить то не высказанное, что есть и тем самым осознать спрятавшиеся конфликты.
Также и в интервизорской, и супервизорской группе привнесение эмоционального отклика способствует расширению осознавания в сложном клиентском случае. А также создаёт безопасную и продуктивную атмосферу сотрудничества между участниками.
Контекст отношений – это плодородная почва для процесса изменений. Конечно, говорить о чувствах опасно, ведь неизвестно, что ответит другой человек. Проще оставаться в скорлупе профессиональной позиции, пытаясь сохранить нейтральность.
Если говорить о психотерапевтическом процессе, то, как правило, переход к контексту отношений между психологом и клиентом прежде всего может вызывать удивление у клиента. Такое я наблюдаю часто. Поскольку обращение к чувствам у многих находится под запретом из-за психотравм детства. А также есть ожидания, что психологическую проблему можно решить с помощью советов и указаний психолога.
То, что происходит между психологом и клиентом во время психотерапевтической сессии – это мини срез отношений клиента, его паттернов взаимодействия.
И как бы участники интервизорской группы не говорили, что группа не терапевтическая, всё равно в группе также будут проявляться паттерны взаимодействия участников. Крайне важно уделять внимание этому пласту жизни группы, чтобы эмоциональные процессы помогали, а не мешали целям и задачам группы.
Поэтому прихожу к выводу, что супервизорская группа более устойчива поскольку в ней есть ведущие, которые отвечают за то, чтобы поддерживать баланс целей/эмоций, содержания/отношений. Или в интервизорской группе необходимо периодически выводить на поверхность пласт отношений и эмоций между участниками.
Софья Пушкарева
Назад